Понятия со словосочетанием «дворцовая школа»

Дворцовая школа — часть системы Османской империи, созданная для обучения управленческой элиты этой страны. Дворцовая школа имела два направления. Первое — медресе (осм. Medrese) для мусульман, которое готовило учёных и государственных чиновников в соответствии с исламскими традициями. Второе направление — закрытый пансион для обращённых христиан Эндерун (осм. Enderûn), в который набирались ежегодно 3000 студентов из парней в возрасте от 8 до 20 лет, по одному человеку из каждых 40 христианских семей...

Связанные понятия

Благородный пансион — наименование привилегированных учебных заведений в России в XVIII—XIX веках (до 1830 года), к вступлению и обучению в которых допускались мальчики, происходившие из семей, принадлежавшие к высшему — дворянскому сословию.
Паракимо́мен (греч. παρακοιμώμενος, «тот, кто спит около », постельничий) — придворная должность в Византийской империи, обычно занимаемая евнухами. Многие из тех, кто занимал её в IX—X веках, исполняли обязанности главного министра. Эта должность была высшей среди тех, которые могли занимать евнухи.
Орфанотро́ф (др.-греч. ὀρφανοτρόφος «кормилец сирот») — должность в Византии, носитель которой являлся руководителем сиротского приюта.
Регент (от лат. regens, род. п. regentis «правящий») — руководитель церковного хора.
Препозит священной опочивальни (praepositus sacri cubiculi), в русской литературе иногда также «препозит священной спальни», «начальник священной спальни», «обер-камергер» — в Поздней Римской империи и ранней Византии чиновник, заведовавший личными покоями императора, как правило, евнух. Ему подчинялся примикерий священной опочивальни (primicerius sacri cubiculi), непосредственно руководивший евнухами (cubicularii — постельничие) и другими слугами, обслуживающими императора, castrensis (эконом дворца...
Духо́вное учи́лище в Российской империи, с 1808 — низшее духовно-учебное заведение (уездное или приходское).
Цифирная школа — школа в системе начального образования в Российской империи, созданной в начале XVIII века по указу Петра I. К 1744 году все цифирные школы были закрыты.
Чашничий — придворная должность и чин в хозяйстве русских князей и царей в XIII — начале XVIII веков.
Мираху́р (араб. مير اخور‎ — mīr-āḫūr; также Имрахо́р) — титул главного конюшего султанских конюшен в Османской империи. Мирахур носил звание Аги.
Архиерейские школы — училища, открытые согласно Духовному Регламенту Петра I 1721 года во всех епархиях Российской империи. Подчинялись школы епархиальному архиерею и содержались за счёт архиерейских домов и сборов с церковных и монастырских земель. Общее управление школами было отнесено к ведению епархиального архиерея и было включено в число дел епархиальной администрации.
Логофеты армии или стратиотиков (греч. λογοθέτης τοῦ στρατιωτικού) — категория чиновников-логофетов Византийской империи, отвечавших за армейскую отчётность и выплату жалования солдатам и офицерам.
Дромологофет (греч. Λογοθέτης τοΰ δρόμου — Логофет Дрома) в Византийской империи так назывался главный начальник почтового ведомства. Впоследствии он скреплял своей подписью царские указы и золотые буллы (Хрисовул (лат. Bulla Aurea; греч. Χρυσόβουλλον)). При Кодине он занимал 27 место в ряду придворных чинов, но уже не имел никакой должности.
Протовестиарий (от греч. πρωτοβεστιάριος, «первый вестиарий») — начальник императорской гардеробной, церемонимейстер; до XIII века эту должность исполняли евнухи. Протовестиарий сопровождал василевса в походах и мог командовать войсками. В середине XIV века эта должность занимала 6-е место в табели о рангах византийского двора. В поздний период (XII—XV века) это звание присваивалось главному финансовому чиновнику. В этом же смысле данный титул употреблялся в средневековой Сербии.
Педагогика иезуитов — образовательная система, разработанная педагогами католического ордена иезуитов. Педагогика иезуитов построена на прагматических основах, целью которой являлось создание сети учебных заведений, в которых осуществлялось воспитание и обучение юношей из привилегированных социальных слоёв в католическом духе.
Придворные — служители монаршего двора, так или иначе прислуживающие монарху или членам его семьи.
Капитулярии (от лат. capitula — глава) — законы и распоряжения (указы) франкских королей из династий Меровингов и Каролингов. Составлялись на латинском языке, разделялись на небольшие главы и параграфы. Составление капитуляриев прекратилось в конце IX века.
Логофеты в Византийской империи (др.-греч. οἱ λογοθέται) являлись, по сути, налоговыми агентами, ответственными за сбор налогов и проверку финансовой деятельности различных государственных служб. Они также контролировали выплату жалования служащим и другие расходы.
Доме́стик (греч. δομέστικος, от лат. domesticus) — гражданский, церковный и военный титул Поздней Римской империи и Византийской империи.
Педагогические классы — существовали при женских гимназиях ведомства министерства народного просвещения Российской империи, начиная с 1874 года, когда было издано «положение о 8-м классе»: восьмой класс предназначался для практического ознакомления учащихся с педагогической деятельностью.
Клюнийская реформа, Клюнийское движение — движение за реформу монашеской жизни в Западной церкви в X—XI веке, центром которого было Клюнийское аббатство.
Двор монарха (монарший двор) — первоначально круг лиц, которые обслуживали монарха и его семью в частной жизни и в его личном жилище (дворце). Штат лиц, служащих при дворе монарха, называется придворными.
Византийская империя унаследовала от Римской империи сложную систему аристократии и бюрократии. На вершине пирамиды стоял Император, самодержец (автократор) божиею милостью, под которым находилось множество чиновников и придворных, приводящих в ход административную машину Византии. В дополнение, существовало большое количество почётных титулов, которыми император награждал своих подданных или иностранных правителей.
Кызля́р-ага́ (осман. ‎قيزلر اغاسی‎, тур. Kızlar Ağası — «Ага девушек»), офиц. Ага дома счастья (осман. ‎دار السعاده اغاسي‎, тур. Darüssaade Ağası) — глава евнухов, охранявших гарем султанов Османской империи в Стамбуле.
Типографская школа — учебное заведение в Москве, существовавшее в 1681—1687 годах при Московском печатном дворе.
Логофе́т (греч. λογοθέτης, лат. logotheta, итал. logoteta, рум. logofăt; от λόγος — здесь: постановление, приказание, счёт, отчёт и θέτης — кладущий, налагающий) — высший чиновник (аудитор, канцлер и т. п.) царской или патриаршей канцелярии в Византии, а затем и в некоторых Восточных Церквях. Церковный логофет был хранителем патриаршей печати, заведовавшим патриаршей канцелярией и её архивом; на нём же лежала денежная отчётность по патриархии; он часто состоял членом патриаршего суда. Их обязанности...
Севаст (греч.: σεβαστός «почтенный») — термин, использующийся в работах греческих авторов для обозначения латинского титула август. Для женщин применялся титул «севаста». С конца XI в. и в течение всего Комниновского периода этот термин вместе с производными от него, например севастократор, сформировал основу новой системы титулов Византийской Империи.
Абба́т (лат. abbas, от ивр. ‏אבּא‏‎ — отец) — почётный католический церковный титул, который, начиная с V столетия, давался исключительно настоятелям монастырей (аббатств) и был званием церковной должности. Позже распространился на всех молодых людей духовного звания и превратился в форму вежливости.
Севастократор (греч. σεβαστοκράτωρ, болг. и серб. Севастократор) — высший придворный титул в поздней Византийской империи, который был введен в конце XI века. В византийской иерархии севастократор шёл сразу за императором, вытеснив с этого места титул кесаря. А введенный в середине XII века титул деспота, сдвинул самого севастократора на ступень ниже в иерархической лестнице. В дальнейшем титул севастократора стал использоваться в соседних государствах, в частности во Втором Болгарском царстве и...
Новгоро́дская духо́вная семина́рия — среднее духовное учебное заведение Новгородской епархии Русской православной церкви, существовавшее в 1740—1918 годах.
Магистр оффиций (лат. magister officiorum) — в Поздней Римской империи один из высших гражданских чиновников. В его ведении находилась дворцовая администрация (в частности, он имел право судить преступления дворцовых служащих). Ему подчинялась имперская канцелярия (scrinia), он разбирал петиции и жалобы, посланные на имя императора. Как высший администратор дворца, он ведал приёмом посольств и заведовал «переводчиками со всех языков» (interpretes omnium gentium). Среди подчинённых магистра оффиций...
«Оттоновское Возрождение» — краткий период (в конце Х в.) подъёма культурной жизни в Германии при императорах Саксонской династии — Оттонах. При дворе Оттона I возродилась Академия, где собирались просвещённые люди. Здесь развивалась литературная деятельность, переписывались рукописи, предпринимались попытки распространения знания классической латыни и римской литературы. При дворе и некоторых соборах возникли школы. Среди учителей этих школ особенно выделялся учёный монах Герберт (950—1003) — человек...
Княжеский (великокняжеский) двор («княж двор», «государев двор») — монарший двор в древнерусских удельных и великих княжествах.
Силенциарий (греч. σιλεντιάριος) — византийская придворная должность, носители которой были ответственны за поддержание порядка и тишины (лат. silentium) в Большом дворце в Константинополе. В средний период византийской истории он трансформировался в почётный византийский титул.
Комит, или комес (лат. Comes) — римское (а затем византийское) должностное лицо. Должность комита появилась в IV веке в результате реформ Константина Великого. Комиты были как в сфере гражданского управления, так и в сфере военных дел.
Палати́нская академия — школа при дворе императора Карла Великого в Ахене. Создана в 780-х гг. Объединяла теологов, грамматиков и других учёных, а также поэтов, миниатюристов и представителей других артистических профессий, разной национальности. В Па­ла­тин­ской ака­де­мии изу­ча­лись нау­ки и искусство, особенно ан­тич­ное на­сле­дие. Палатинская академия дала мощный интеллектуальный импульс Каролингскому возрождению.
Путные бояре или путники — в России XIV—XVI вв. бояре, управлявшие хозяйством (путями) дворов великих и удельных князей.
Лейды (фр. leudes; лат. leudes, от старогерм. leute, люди) — королевские люди меровингского периода, франкские дружинники, служившие королю за жалованье в виде земельных участков и дававшие ему присягу в верности.
Нисиби́нская школа, также Нисибийская академия (сир. ܐܣܟܘܠܐ ܕܢܨܝܒܝܢ) — древняя христианская богословская академия, возникшая в IV веке в городе Нусайбин. Образцом для неё стала Антиохийская школа. Студенты школы изучали философию, теологию и медицину. Известным представителем школы был Ефрем Сирин. После анафематствования Нестория Нисибинская школа стала центром несторианства. Из-за персо-византийской войны школа была эвакуирована в Эдессу, однако в 489 году её закрыл император Зенон.
Заду́шные лю́ди — холопы, отпущенные на свободу по духовному завещанию владельца.
Кадиаскер, Казаскер (тур. Kazasker — «войсковой судья») — должность верховного судьи по военным и религиозным делам, введённая в Османской империи в середине XIV столетия.
Консисторий или имперский совет (лат. consistorium) — в Древнем Риме и Византийской империи — административно-совещательный орган при императоре.
Королевский дом Святого Людовика (Maison royale de Saint-Louis) — первая светская женская школа Европы, послужившая образцом для многих подобных заведений в странах Европы, включая Смольный институт в Санкт-Петербурге. Находилась в посёлке Сен-Сир, который по имени школы (фр. l'école) был переименован в Saint-Cyr-l'École.
«Закрытые женские институты Ведомства учреждений императрицы Марии» (в популярной литературе Институты благородных девиц) — российские закрытые учебные заведения ведомства учреждений императрицы Марии, в которых воспитывались за казённый счет девушки (называемые в то время «девицы») привилегированного сословия (дочери потомственных дворян, генералов, штаб- и обер-офицеров или гражданских чинов), а за собственный счёт — также дочери купцов, почётных граждан и лиц иного звания, причислявшихся раньше...
Дукс (лат. dux; мн. duces) — в Римской республике, Римской империи и Византии звание военного вождя. Впоследствии слово перешло в другие европейские языки: англ. duke со значением герцог, итал. doge дож и итал. duce дуче. Также так назывались военные вожди лангобардов.
Трактат о должностях (Псевдо-Кодина) — византийский источник XIV века, ошибочно приписанный куропалату Георгию Кодину (Псевдо-Кодин). Написан либо во время правления Иоанна VI Кантакузина, либо вскоре после его правления. Этот трактат имеет такое же значение как и «О церемониях» Константина VII Багрянородного и «Клиторологий» Филофея. Первый перевод этого источника вышел во Франции в 1966 году, перевод выполнял Жан Верпо (Jean Verpeaux), он же дал условное название источнику, так как он дошел до...
Метох (греч. μετόχιον или μετόχι) — в Византии и на Балканах небольшой монастырь (или церковь), подчинённый более крупному монастырю и представляющий хозяйство этого монастыря. Метох может располагаться как в городе, так и в сельской местности.
О церемониях (др.-греч. Περί τῆς Βασιλείου Τάξεως — «О царском устройстве») — сборник описаний церемониального протокола византийского императорского двора. Книгу часто обозначают её сокращённым латинским названием De Ceremoniis. Её латинское название: лат. De Ceremoniis Aulæ Byzantinæ — «О церемониях византийского двора».
Писцы Древнего Египта (иерограмматеи, гарпедонапты) — привилегированный класс древнеегипетского общества, обладающий широкими познаниями в арифметике, грамоте иероглифического, иератического (со второй половины I в. до н. э.) и логографического (демотического) письма.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я